суббота, 7 февраля 2015 г.

Теория игр: Итоги 2014-го года


Пусть и с некоторым опозданием, но я тоже решил подвести итоги 2014 года. Раздавать награды, за исключением одной, о которой ниже, в данном случае бессмысленно. В год выходит всего несколько игр, которые мне интересны. И это очень хорошо, поскольку позволяет хоть как-то контролировать ситуацию. Так что ниже будет следовать краткое описание того небольшого числа вышедших в прошлом году варгеймов, которые я выбрал для своей коллекции.

Выбор, разумеется, совершенно субъективный, но соответствующий нескольким критериям.

Во-первых, это должны быть достаточно сложные варгеймы. Во всяком случае, с уровнем сложности не ниже среднего.

Во-вторых, предпочтение отдается сериям варгеймов, что позволяет меньше времени тратить на освоение правил отдельной игры. Да и вообще, серии вызывают у меня коллекционерский зуд и привлекают сами по себе.

В-третьих, игры должны быть посвящены реальным событиям и не предполагать фантастических войн. Достаточно того, что уже случилось. Военная история всяко лучше, чем война, даже предполагаемая. По этой же причине проходим мимо разнообразных тактических варгеймов по Второй мировой войне.

В-четвертых, я окончательно решил, что не буду брать тактические игры по Древнему Миру и Средним векам. Они, на мой взгляд, слишком просты и плохо передают особенности тактики. Кроме того, начни я собирать такие игры, рано или поздно придется купить варгейм, в котором манипулы легиона предлагается строить в шахматном порядке. А этого я, как человек, в далекой молодости опубликовавший в одном забытом сборнике статью по тактике римской пехоты, вынести не в состоянии.

Ну и, наконец, игра должна быть приспособлена для розыгрыша в одиночку. Варгеймы, в которые можно сыграть только толпой не менее чем из двух человек, исключаем сразу.

К сказанному выше добавим совсем уж субъективный критерий, выражаемый идиомой «понравилось, и все тут».


В итоге, 2014 год принес нам следующее: 


ИГРЫ 2014 ГОДА

1. Blue Cross, White Ensign (GMT)


Третья по счету игра серии Flying Colors. Это хорошо в любом случае, но дополнительный интерес игре придает то, что она посвящена сражениям русского парусного флота. GMT определяет сложность игры как «среднюю», и ей, действительно, далеко до более продвинутой Close Action. Тем не менее, игровая система Flying Colors позволяет различать повороты оверштаг и фордевинд, определяет скорость корабля в зависимости от положения относительно ветра, учитывает наличие карронад, количество морских пехотинцев и прочие военно-морские фишки из эпохи деревянных кораблей.


2. Korea: The Forgotten War (MMP)


Переиздание 9-го выпуска серии Operational Combat, посвященного Корейской войне 1950-1951 гг. Единственная игра серии, события которой разворачиваются за пределами Второй мировой, что уже заставляет обратить на нее внимание. Как и во всех играх Operational Combat, наиболее специфическим механизмом является система распределения снабжения, заставляющая вас почувствовать себя химерой из командующего и интенданта.


3. Last Chance for Victory (MMP)


«Последний шанс на победу» - самый подробный Геттисберг из всего того миллиона игр, что были созданы на тему этого сражения. Кроме того, игра является вторым выпуском серии Line of Battle, заменившей у MMP прежнюю Regimental Sub-Series. Даже при поверхностном знакомстве варгейм поражает подробностью разработки темы и обилием сценариев самого разнообразного масштаба. Я только начал разбираться с играми этой серии, и пока у меня есть лишь одна претензия к ним. Подразделения предполагается ориентировать таким образом, чтобы сторона фишки оказывалась не против угла гекса, как это принято в большинстве тактических игр, а против его стороны. Это дает возможность подразделениям наступать по прямой линии, но ведет к нехорошему визуальному эффекту. При исходной расстановке, фишки невозможно расположить линией. В результате, на карте возникает хаос ломаных линий вместо эффектного боевого порядка. Впрочем, это едва ли затрагивает сам ход боевых действий, а высокий рейтинг игры на BGG не оставляет сомнений в ее качестве.


4. Prague - The Empty Triumph (Clash of Arms)



Самая ожидаемая игра 2014 года. Очередной выпуск серии Battles from the Age of Reason - наиболее подробного воспроизведения баталий XVIII века, из доступных сегодня в виде варгеймов. Игра посвящена сражению прусской армии с австрийцами при Праге на начальном этапе Семилетней войны и разыгрывается на трех картах. В качестве бонуса в коробке находится дополнительная карта к игре Lobositz вместе с соответствующим образом измененными правилами.

Не могут удержаться от замечания об оформлении. На мой взгляд, Prague - самая красивая игра года. Но и тут не обошлось без странностей. Картина, изображенная на коробке, мало того, что не имеет отношения к сражению при Праге (это сражение при Гогенфридберге времен Второй Силезской войны), так еще и дана в зеркальном отображении. Вот почему они так делают?


5. Reluctant Enemies (MMP)


Еще одна игра Operational Combat Series. Теперь уже новая и необычного для серии малого формата. В игре, посвященной действиям Содружества против войск Виши на Ближнем Востоке в 1941 году, всего одна карта и всего один лист фишек. Все соответствует заявленной роли обучающей игры, которая сохраняет все механики Operational Combat, но позволяет применить их в рамках не слишком большого военного столкновения.


6. Shattered Armada (Clash of Arms)


Небольшое дополнение ко второй части Адмиралтейской трилогии. Внутри - сценарии и фишки, позволяющие разыграть морские бои времен Гражданской войны в Испании.


7. Twin Peaks (GMT)



После большого перерыва появилась очередная игра из серии Great Battles of the American Civil War. «Две вершины» - это Кедровая гора и Южная гора, у которых произошли сражения времен означенного военного конфликта. По сравнению с предыдущей игрой серии - Dead of Winter - нынешняя игра представляет собой очень небольшой варгейм, всего лишь на одной карте. Насколько я могу судить, не играв в игру, по уровню сложности это некоторый аналог Line of Battle, но с правильно ориентированными относительно гекса фишками и нелепыми солдатиками на них.



Ну и, наконец, та самая единственно возможная награда:


ЛУЧШАЯ ИГРА, В КОТОРУЮ Я ИГРАЛ В 2014 ГОДУ


The Battle of Fontenoy

(Clash of Arms, серия Battles from the Age of Reason (№ 8), 2012 г.)


Вот здесь вариантов не было. Я играю достаточно мало и для меня каждая игра - событие. Но Fontenoy было событием особенным. Не знаю, сколько часов я провел, командуя войсками Морица Саксонского и герцога Камберленда, но это очень существенный кусок моей жизни в прошедшем году. Игра замечательна тем, что дает полное ощущение реального сражения со всеми его особенностями. Относительной неповоротливостью войск, хаосом, который возникает после первого же крупного столкновения. Постоянными усилиями навести в своих линиях хоть какой-то порядок. Голландцами, которых никак не удается заставить организовать хотя бы какое-то подобие атаки, мерзкими (великолепными) французскими стрелками в лесу, безумными атаками французской гвардии, красными батальонами гвардии английской, крушащими перед собой французскую пехоту.


Оформление, которое для меня всегда было важно, выше всяких похвал. Я не знаю, кто и когда стал первым окрашивать фишки в цвет униформы подразделений, но искренне благодарен этому человеку.

Игра требует очень много времени для прохождения основных сценариев. Но тут уж ничего не поделаешь. Жанр обязывает.




С Новым Годом!



3 комментария:

  1. Спасибо, интересно пишете. Почитаю остальные материалы

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Можно попробовать заказать в издательстве или спросить на http://www.prowargames.ru/. Ну, Амазон и пр.

      Удалить