воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Боевой опыт: Однажды во Фландрии


Игра: Fontenoy.
Серия: Battles from the Age of Reason.
Издатель: Clash of Arms.
Год издания: 2012 г.
Сценарий: № 4. Сражение при Fontenoy.


Сражение при Фонтенуа - самый впечатляющий опыт в моей варгеймерской биографии. Учитывая то, что игре постоянно мешала работа, описанное ниже сражение шло на моем столе почти два месяца. А перед ним было еще одно сражение, которое завершилось победой французов, но, как выяснилось после его окончания, игралось не совсем по правилам.

Сама игра является седьмой частью серии 
Battles from the Age of Reason от Clash of Arms со всеми вытекающими последствиями. Среди последних большое количество фишек всех цветов радуги, чрезвычайно красивая карта, выполненная в старинном стиле и состоящая из двух частей стандартного размера, великолепно передающие тактику XVIII века правила серии. В игре также имеются объемные специальные правила, на перевод которых Вашему покорному слуге пришлось потратить немало времени.

Что касается исторической обстановки, то французская армия Морица Саксонского (он же маршал де Сакс) преграждает путь союзной англо-голландско-австро-ганноверской (кажется, никого не забыл…) армии, стремящейся деблокировать осаждаемую французами крепость Турне. Начальная расстановка сценария № 4 воспроизводит ситуацию на 9 утра 11 мая 1745 года. 


Исходная расстановка. На часах 9:00

Основные силы французской армии образуют на поле нечто вроде прямоугольного треугольника, в вершинах которого находятся Антуэн (правый фланг), Фонтенуа (центр) и укрепления западнее леса Буа де Барри (левый фланг). 

Многочисленные полевые укрепления и редуты насыщенны артиллерией, которая оказывается действительно эффективна, поскольку специальное правило позволяет находящимся за укреплениями батареям объединять огонь на любой дистанции, а не только в непосредственной близости от собственного расположения. Катеты треугольника состоят из пехоты, тогда как гипотенузу образует несколько рядов кавалерии. Построение достигает наивысшей плотности на левом, противостоящем англичанам, фланге. Севернее треугольника основных сил также расположены французские войска, которые, в случае необходимости, могут быть использованы в качестве резерва. Из них следует отметить длинную полосу гвардейской кавалерии и карабинеров, прикрывающих Людовика XV, и Нормандскую бригаду. В итоге, мы имеем сильную оборонительную позицию, которая позволяет французам предпочесть игру «вторым номером», оставив союзникам право попытать счастья в атаке.

Оные союзники построены тремя большими массами пехоты, за которыми расположилась кавалерия. На левом фланге и в центре - голландцы. На правом - англичане и ганноверцы. 


Основные силы союзников крупным планом. Слева расположена голландская пехота. Фишки красного цвета справа - будущая Адская Колонна во главе с Камберлендом. Обратите внимание на засевших в лесу французских стрелков
Теперь прикинем планы англо-голландской армии. По-видимому, все просто. Союзники в этом сценарии уже выстроены достаточно близко от французских позиций, и смена направления ударов обойдется им в огромную потерю времени. А надо сказать, что главная задача Камберленда состоит в том, чтобы разгромить французов до того момента, когда из-за северного края карты появится отряд Левендаля, способный решающим образом изменить соотношение сил. Впрочем, времени не то, чтобы совсем мало. При обычном развитии событий отряд появится не ранее 13 часов. Согласно правилам, он может появиться и досрочно, если какие-либо подразделения союзников окажутся севернее Буа де Барри. Это означает, что путь через лес союзникам заказан. 

От атаки английской пехоты на левый фланг французов нет смысла отказываться. Англо-ганноверская пехота, как это и было исторически, может образовать так называемую Адскую Колонну, то есть чрезвычайно плотное построение, способное таранить позиции французов. Адская Колонна дает большой бонус, и этим надо пользоваться. Но вот относительно голландцев есть варианты. Исторически, они атаковали в лоб укрепления Антуэна и Фонтенуа и этот «раш по центру», как и следовало ожидать, в обоих случаях удачи не принес. Штурм французских укреплений дело не то чтобы совершенно безнадежное, но и не сулящие совсем уж радужных перспектив. Поэтому в нашем случае командующий союзной армией поступил несколько иначе. Во-первых, он объединил в отряд под командованием принца Вальдека всю голландскую пехоту. Она и так далековато от Камберленда, а после создания Адской Колонны останется «вне командования» навсегда. Создание отряда позволит этого избежать и даст пехоте нужную свободу действий. Во-вторых, от атаки укреплений Антуэна и Фонтенуа, по крайней мере, в начале сражения, было решено вовсе отказаться. Более того, пехоту крыла Кронстрома в этом случае надо было отвести несколько назад, чтобы снизить урон от стрельбы французской артиллерии. Все это делалось с учетом того, что исход сражения в любом случае решит Адская Колонна и лучше сохранить резерв, нежели положить крыло на французских валах.

Крыло Шварценберга, непосредственное командование которым осуществляет сам принц Вальдек, напротив, должно было атаковать, но не по направлению на Фонтенуа, а несколько правее. Туда, где прорыв линии обеспечивала Адская Колонна. Пройдя в пробитую брешь, голландцы должны были заняться развитием атаки, атаковав Фонтенуа с тыла. Вся эта эскапада требовала всякого рода перестроений и длинного марша, но даже это, как казалось, было предпочтительнее, чем идти прямиком французские пушки.

В дополнение к сказанному, отдельным отрядом сделали резервное крыло Мольтке, на чем приготовления к сражению были успешно завершены. В 9:00 войска медленно двинулись вперед…

Англичане начали с того, что объявили создание Адской Колонны. То есть заявили, что Камберленду плевать на все свои войска кроме пехоты, но уж пехоту он поведет к победе, вдохновляя на подвиги собственной персоной. Это дает английским и ганноверским пехотным полкам целую россыпь разнообразных бонусов, но вся остальная армия остается «вне командования». Ну и не очень-то хотелось… Надо заметить, что игра диктует нам именно тот образ действий, который и был выбран англичанами в настоящем сражении. Им есть смысл атаковать только на достаточно узком участке фронта между французскими укреплениями. Поэтому, первым делом, построение следует уплотнить. Это не такая простая процедура, как кажется на первый взгляд, но ее облегчают два обстоятельства. Во-первых, вся пехота теперь рассматривается как одна дивизия, а значит, нет смысла соблюдать разделение на бригады. Во-вторых, подразделения Адской Колонны могут смещаться в свои фланговые гексы, не изменяя направления фронта. Мы выше говорили, что союзники должны торопиться, но это не означает ненужной спешки. Напротив, удар Колонны должен быть тщательно подготовлен и все ее возможности должны быть использованы по максимуму. Второго шанса может и не быть. Также есть смысл попробовать довершить дело Инголсби (неудачной атаке бригады которого посвящен обучающий сценарий игры) и захватить, наконец, большой редут, который в противном случае будет обстреливать правый фланг Колонны.

Но вот тут-то дело пошло совершенно не так, как рассчитывал командующий союзников. Во-первых, все строевые упражнения пехоты проходили под плотным огнем засевших в лесу французских стрелков. Они имеют дальность стрельбы 3 гекса, причем на всей этой дальности могут объединять свой огонь. Если кубики их не подведут, а именно так и произошло в нашем случае, то пока союзная пехота не покинет опасную зону, она рискует оставить там не один, и даже не два Очка Силы. Англичане и оставили.

Другой фактор оказался совершенно неожиданным. Французы дважды выбрасывали особый результат «Vive le Roi!», заставлявший их пехоту срываться с насиженного места и бросаться в бой на подходящие части союзной пехоты. В итоге, все решившиеся на это батальоны левого французского крыла были уничтожены совершенно, но их вылазка совершенно расстроила ряды наступающей пехоты англичан, и та самая атака Адской Колонны, на которую уповал Камберленд, пошла не по заранее разработанному плану, а как придется. 


Внезапная атака французской пехоты.
Но что же французы? В этот момент они, при всей их оборонительной тактике, были заняты делами, которых хватало и без безумной атаки пехоты первой линии.

А поэтому, в нашей рубрике «Хозяйке на заметку», список того, что должен сделать всякий приличный французский командующий на первых же ходах игры:

  • Перебросить с севера Нормандскую бригаду. Для начала ее придется развернуть и перестроить в походную колонну. И только затем по дороге быстро двинуть к югу.
  • Подготовить к атаке Ирландскую бригаду на крайнем левом фланге. Едва ли англичане будут атаковать здесь, и бригада имеет шанс сама успешно атаковать левый фланг Адской Колонны.
  • Принимая во внимание, что сдержать первую правильно организованную атаку Колонны может только чудо, лучше сразу заняться обустройством второй линии, уплотнив имеющиеся здесь подразделения и развернув в нужную сторону бригаду Дю Руа. Все это лучше сместить к востоку, поскольку французам нет смысла ждать. Обороняясь в чистом поле, французская пехота получает отрицательный бонус к боевому рейтингу. Кроме того, после того как англичане опрокинут первую линию французов, как бы хорошо у них не шли дела, значительная часть их полков окажется расстроенной, и вот в этот момент атака на них имеет наибольшие шансы на успех.
  • Уже сейчас можно понемногу разворачивать разнообразную гвардейскую кавалерию, которая охраняет короля, которому в этот момент ровным счетом ничего не угрожает.
  • Одну из кавалерийских бригад второй линии имеет смысл перебросить ближе к Антуэну. Не то чтобы в этом месте французом что-то страшно угрожало. Голландская пехота едва ли способна на что-то великое, но дополнительное усиление фланга не помешает.
На часах было уже 9:40, а пехота союзников все еще находилась далеко от оборонительных линий французов. Более того, батальоны все еще не покинули зону, простреливаемую французской легкой пехотой, и продолжали терять одно Очко Силы за другим. К началу хода батальоны Колонны выстроились едва ли не в затылок друг другу, что совершенно не соответствовало исходному плану. Соответственно этому выстроились и французы, подтянув резервы и образовав оборонительную линию, идущую прямо на запад от большого редута. 

Отбив атаку французов и пытаясь уйти из зоны огня стрелков англо-голландская пехота приобрела странное построение уступами. Тем временем, французы пытаются подтянуть резервы к образовавшейся в оборонительном Периметре бреши
Все это однозначно определяло направление атаки Колонны, которая, сбив два батальона французов и, тем самым, перейдя своим левым крылом дорогу в овраге, начала продвижение на север. Итоговое столкновение произошло по всем правилам линейной тактики. 

Ключевой момент. Грандиозный ближний бой между Адской Колонной и французской пехотой. Южнее видны полки выдвигающейся кавалерии союзников во главе с Кенигсеггом
Тут надо сделать небольшое отступление. В комментариях по тактике настоятельно не советуют злоупотреблять возможностью образовывать в одном гексе группы из двух или более батальонов. Это позволяет получить превосходства в живой силе над противником, но делает группу крайне уязвимой для ружейного огня обороняющейся пехоты. И без того большой модификатор в этом случае возрастает до заоблачных высот. Но уж больно велик соблазн это самое превосходство в численности все же получить. Соотношение сил, скажем, 2 к 1, плюс бонусы Адской Колонны, плюс высокий боевой рейтинг английских батальонов - все это делает победу в ближнем бою почти несомненной. Причем проиграв при первом залпе обороняющихся, есть шанс избежать потерь в самом бою, а также избежать расстройства построения после боя. Так что, ситуация сложная. Выбирайте, но осторожно. Осторожно, но выбирайте. В нашем случае, английский командующий советом пренебрег и старался применять пехоту максимально массированно. Как знать, возможно, это решение и не было верным….

Но вернемся к ходу боевых действий. После страшного рукопашного боя французы были опрокинуты. Остатки их пехоты бросились назад. Был, хотя и после невероятно кровопролитного боя, занят большой редут французов. 


Французская пехота бежит. На фотографии не видно, но под фишками английских и ганноверских батальонов лежат маркеры, обозначающие понесенные ими потери
Дальнейшие события вокруг Адской Колонны, нет смысла описывать подробно, но вот тенденция оказалась совершенно явной. Англо-голландская пехота атаковала один батальон французов за другим, неизменно одерживая победы. И столь же неизменно теряя Очки Силы. Одно за другим. Одно за другим. Французский командующий на это и рассчитывал. Происходящее с его войсками, по-видимому, крайне напоминало то, что происходило с армией, подвергшейся нападению, в обстановке реального сражения. К 11-ти от стройных рядов французов не осталось и следа. Бегущие подразделения останавливались в самых неожиданных местах. Батальоны одной и той же бригады оказывались за километры друг от друга. Многочисленные маркеры не позволяли найти нужное подразделение. Дым, хаос и паника. Управлять всем этим хозяйством осмысленно стало абсолютно невозможно. Но французский командующий выхватывал из этой мешанины более менее связные группы подразделений и бросал их, одну за другой, на англо-голландскую пехоту. Постепенно в дело вступали французские кавалерийские бригады. Подошла Нормандская бригада с севера. 

Атака Нормандской бригады. В построении Адской Колонны уже появились значительные разрывы. Атака завершится неудачно, но будет стоить союзникам очередных потерь. В верхней части видны подходящие полки гвардейской кавалерии французов
К 12-ти Адская Колонна превратилась в тонкую прерывистую линию обескровленных батальонов. Большинство атак французов было успешно отбито, но каждая такая победа стоила союзникам новых потерь. Продвижение Колонны остановилось. А в 12:20 на нее обрушилась гвардейская кавалерия…

Тем временем, за спинами солдат батальонов Адской Колонны, тоже происходило немало интересного. Союзники предпринимали попытки осуществить свой «хитрый» план, о котором мы уже упоминали. После того, как Колонна окончательно развернулась на север, ее повисший левый фланг было решено прикрыть кавалерией, которую союзники стремились провести в образовавшуюся во французской оборонительной линии брешь. Тут выяснилось, что это задача не из простых. Счетчик ходов ограничивает число полных активаций, которые могут быть сделаны в текущем ходу и, учитывая более высокий рейтинг командования де Сакса, большинство из них достается именно французам. На массовое перемещение английской и ганноверской кавалерии активаций не остается. А после того, как какая-то ее часть все же окажется в нужном месте, ее еще нужно заставить идти в бой, поскольку она находится в положении «вне командования» и ее атакующие возможности ограничены. В результате, движение создало жуткую давку позади Адской Колонны. При этом ввести в бой удалось лишь несколько бригад, тогда как оставшиеся бесполезно простояли вне сражения. В итоге, серьезной угрозы французам создать так и не удалось и дело ограничилось только новыми потерями и гибелью Мольтке и Кенигсегга, что усугубило и без того плохую ситуацию с Моралью Армии. Впрочем, предотвратить удар французской кавалерии в тыл Адской Колонны все же удалось.

Параллельно с этими событиями к месту основного боя приближалась длинными змеями построенная в две колонны голландская пехота. 


Колонны голландской пехоты
Ближе к 12-ти голландские батальоны вступили в бой, атаковав развернувшиеся к ним фронтом батальоны французов, оборонявших Фонтенуа. И чего тут только не было. Голландцы проваливали Проверки Морали, отказывались идти в атаку, бежали. Никакого серьезного вреда, о котором стоило бы говорить, причинить французам так и не удалось. А если учесть, что французская гвардейская кавалерия окончательно сломала Адскую Колонну, оставив от нее лишь несколько потерявших более половины своего состава батальонов, то перспективы союзников становились совершенно туманными. 

Голландская пехота атакует. Причем атакует неудачно. Хорошо видно, какой хаос творится на поле. Заметно, что далеко не все полки английской кавалерии смогли подойти к месту боя.
Развязка наступила быстро. Дело в том, что к этому времени мораль французов и англо-ганноверцев снизилась весьма значительно. Проблема этой игры в том, что у сражения нет географических целей. То есть, конечно, французы обязаны отступить, если имеется угроза плацдарму, но вот создать эту угрозу крайне непросто, если не сказать больше. Англичанам не удалось организовать атаку таким образом, чтобы их потери оказались меньше потерь французов, а именно это и является ключом к успеху, который сильнее всего зависит от того, что происходит с моралью армии. Кроме того, союзники потеряли необычайно много генералов, и эти потери также ухудшили моральное состояние войск. Кубики оказались не на стороне Камберленда, а сами союзники не сделали ничего, чтобы уменьшить вероятность плохого результата. В итоге, в критический момент бросок на инициативу привел к результату 00, что означало дополнительную проверку Морали, и проверку эту союзники не прошли.

Впрочем, это было более чем честно. Французский командующий к этому моменту сохранил нетронутые резервы. Вскоре должен был подойти отряд Левендаля. Адская Колонна была разгромлена. Возможное наступление еще не участвовавших в бою голландцев на Антуэн имело весьма призрачные шансы на успех. 

Финал сражения. От Адской Колонны почти ничего не осталось. Голландцы позади Фонтенуа в полном расстройстве. Но на левом фланге союзников целое голландское крыло так и не приняло участия в бою
Камберленд объявил Отступление Армии. Битва закончилась. Впечатления остались.

В итоге, игра настоятельно рекомендуется всем, кто интересуется военной историей XVIII века. Восторг от ощущения реальности происходящего штука незабываемая. Некоторая неповоротливость армий, хаос, в котором необходимо разобраться (так и представляешь себе французского командующего, который носится от батальона к батальону, пытаясь хоть как-то построить их для атаки), пестрота мундиров. Играть обязательно! У игры только одна проблема. Хочется попробовать различные варианты. Заставить англичан пройти через лес и атаковать французов с тыла. Попробовать не создавать Адскую Колонну. Бросить голландцев на французские укрепления. Поменять англо-ганноверцев и голландцев флангами. Повернуть Адскую Колонну после прорыва французского оборонительного приметра на юг. И т.д., и т.п. Но каждый такой вариант означает игру длинной не в один десяток часов. Часов, впрочем, до чрезвычайности занимательных!

Комментариев нет:

Отправить комментарий